Почему сейчас особенно актуально проверять на благонадежность контрагентов еще до заключения договора. К каким последствиям может привести недостаточная осведомленность о контрагенте.
Налоговые органы все чаще стали прибегать к начислению НДС за контрагентов, которые не сдали отчетность, не заплатили НДС или ликвидировались. 4 из 10 наших клиентов в этом году получили как минимум требования о предоставлении пояснений и документов по таким сделкам. Я не буду затрагивать философскую сторону вопроса в этой статье, и лишь остановлюсь на мерах, которые необходимо предпринять для того, чтобы избежать внимания со стороны налоговой или хотя бы минимизировать последствия.
Механика работы налогового органа проста, предположим у нас был поставщик, который снабжал нас напитками. Мы с небольшой наценкой перепродавали их в розничные сети. Поставщик не оплатил НДС и ликвидировался годом ранее. Налоговый орган требует оплатить НДС, обосновывая свое требование фиктивностью сделок с данным контрагентом или не проявлением должной осмотрительности при его выборе.
Фиктивность сделок опровергается наличием всей первичной документации, по которой четко можно отследить перемещение товара от поставщика к нам на склад и далее его распределение по розничным сетям. При этом помимо товарных накладных обязательно также наличие товарно-транспортные накладные и путевых листов, если поставка осуществляется силами нашего транспорта. Дополнительно хочу отметить, что в сделках должна быть коммерческая выгода, то есть мы должны продавать товар дороже, чем купили. На первый взгляд звучит, конечно, смешно, но на моей практике были клиенты, которые приходили с подобной проблемой, при анализе документов выяснялось, что товар продавался дешевле, в убыток себе, и на вопрос о причинах такого, клиент пояснял, что сделки были номинальными и просто "не доглядели".
Что же касается должной осмотрительности при выборе контрагента, здесь немного сложнее. Налоговую интересует: где и при каких обстоятельствах мы познакомились с поставщиком, как мы его проверяли, где, каким способом и кем подписывался договор, откуда осуществлялась отгрузка, порой звучат такие интересные вопросы, как: в каком офисе велись переговоры, какого цвета был стол, какие картины весели на стене.
Ну что, перейдем к конкретным мерам.
Проверяйте компанию до заключения договора и совершения сделок, все артефакты, свидетельствующие, что вы проверяли должны быть датированы раньше даты заключения договора.
Определите не ликвидирована ли компания и не находиться ли она в процессе ликвидации, как часто регистрируются изменения в ЕГРЮЛ. Все вышеперечисленное и некоторые другие функции позволят составить примерный образ компании.
Запрос выписки из ЕГРЮЛ: https://egrul.nalog.ru/index.html
В сервисе «Прозрачный бизнес», который предоставляет налоговая, можно понять: находиться ли компания по юридическому адресу, массовый ли адрес, какие документы предоставлены в настоящий момент компанией на государственную регистрацию, сведения о дисквалификации руководителя и ограничительных мерах в отношении него.
Проверка компании в сервисе «Прозрачный бизнес»: https://pb.nalog.ru
В сервисе бухгалтерской отчетности можно посмотреть отчетность компании за прошлый отчетный год, и первое на что необходимо сделать – рассчитать коэффициенты налоговой нагрузки, если они ниже требуемых налоговым законодательством, то это один из явных признаков недобросовестности. Так же можно произвести более глубокий анализ финансовых показателей, рассчитать стоимость чистых активов.
На сайте картотеки арбитражных дел, можно просмотреть количество поданных на контрагента исков, а также исков, поданных им самим. Углубившись, можно определить, по каким причинам, в большинстве случаев, подают на компанию в суд, тем самым определив ответственность компании. Так же можно определить скажем так «юридическую агрессивность» компании, путем анализа поданных им исков.
Адрес сайта: http://kad.arbitr.ru
Так же необходимо проверить компанию в картотеках судов общей юрисдикции. Но единого сайта нет, необходимо по адресу определить район регистрации компании и найти суд соответствующей юрисдикции. К примеру, если компания зарегистрирована в г. Красногорск Московской области, то суд – Красногорский городской суд Московской области.
На сайте службы судебных приставов можно проверить наличие исполнительных производств в отношении компании.
Адрес сайта: https://fssp.gov.ru/
В интернет, на различных сайтах можно встретить информацию отрицательного и положительного характера о деятельности вашего контрагента. Введите наименование компании и/или бренда в поисковике, поищите информацию, которая вам сможет помочь. К примеру, посмотрите отзывы бывших работников компании, покупателей или заказчиков.
Напоследок, хотим обратить внимание, что наличие отрицательной информации не всегда знак неблагонадежности компании, отсутствие настораживающих факторов – не говорит о том, что их нет вовсе, а наличие положительных – может быть лишь пиаром. Так что взвешивайте всю полученную информацию и составляйте образ компании в целом.
Но хотим отметить, что проверка контрагента по основным (приведенным выше) критериям, то есть сам факт того, что вы занимались проверкой до заключения договор, собрали и сохранили информацию – является важным аспектом, который указывает на проявление вами должной осмотрительности при выборе контрагента, что в свою очередь увеличивает шансы по защите компании в рамках налоговых проверок по НДС.
Комплексная проверка финансовой устойчивости, юридической чистоты и надежности контрагента с учетом всех рисков.
Подробнее