COVID-19. О нарушении конституционных прав на свободу передвижения.

Дата публикации: 11:12, 26.12.2020 Время чтения: ~ 4 мин.
COVID-19. О нарушении конституционных прав на свободу передвижения.

Все чаще и чаще мы слышим мнения о том, что введение властями ограничения нарушают конституционные права граждан, в частности право на свободу передвижения. Попробуем разобраться в этом вопросе и поставить точку над этими рассуждениями.

О свободе передвижения

Согласно ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства. Еще до принятия всенародным голосованием Конституции, в июне 1993 года был принят Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1) Согласно ст. 1 указанного закона, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Так какие случаи ограничения указанного права предусматривает закон?

О возможности ограничения права на свободу передвижения

Право на свободу передвижения граждан, согласно приведенному выше закону, может быть ограничено: - в пограничной зоне; - в закрытых военных городках; - в закрытых административно-территориальных образованиях; - в зонах экологического бедствия; - на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; - на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Как все это работает?

Есть такой закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», название которого говорит само за себя, т.е. одной из целей указанного закона является обеспечение эпидемиологического благополучия населения. Согласно п. 1 ст. 29 указанного закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Согласно п. 3 ст. 29 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. COVID-19 включен в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66). Были утверждены различные санитарные правила и рекомендации, в частности, Временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), изданные Минздравом РФ. Далее, последовательно начались проведения мероприятий, направленные на предупреждение завоза и распространения COVID-19, регламентированные, в частности распоряжениями Правительства РФ от 30.01.2020 N 140-р, от 31.01.2020 N 154-р, от 03.02.2020 N 194-р, от 18.02.2020 N 338-р, от 27.02.2020 N 447-р, от 27.02.2020 N 446-р, от 27.02.2020 N 448-р от 16.03.2020 N 635-р, от 06.03.2020 N 550-р, от 12.03.2020 N 597-р, от 14.03.2020 N 622-р, от 16 марта 2020 г. N 730-р, от 27 марта 2020 г. N 763-р и постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2, от 31.01.2020 N 3, от 02.03.2020 N 5, от 13.03.2020 N 6, от 18.03.2020 N 7, от 30.03.2020 N 9. В свою очередь, согласно п. 6 ст. 4.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. И уже на основании этого пункта, иных , указанных в нашей статье законов, а так же постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, постановлений Правительства РФ, главами регионов, были приняты соответствующие указы, в частности ,указом мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ ,был введен режим повышенной готовности, в котором, помимо прочих мер, были введены известные нам всем ограничения прав граждан на свободу передвижения. К вопросу о компетенции, действующим законодательством принятие подобных решений отнесено к компетенции глав субъектов РФ.

Вывод

Мы провели краткий анализ нормативно-правовой базы, и резюмируем, что с точки зрения закона и фактической обстановки, введенные ограничения обоснованы, законны и не нарушают конституционного права на свободу передвижения.

Дисклеймер

В настоящей статье мы не рассматривали и не анализировали этические аспекты указанных ограничений, а так же возможные варианты злоупотреблений со стороны отдельных представителей органов государственной власти и/или иных лиц, неправильных вариантов толкования указанных формулировок, так как эти вопросы не относились к предмету исследования.